Новости ROKS
news title
Achtung Baby – внимание, детка!
18 Ноября 2011

Не верится, что прошло уже двадцать лет. Впечатления от первого погружения в альбом Achtung Baby свежи, как будто это было вчера. До какого-то момента U2 были просто неплохой группой, у которой есть несколько хороших песен. Но однажды товарищ пригласил меня в свой загородный дом, где начал знакомить со своей музыкальной коллекцией. Разговор зашел о вышеупомянутых ирландцах, и тут гостеприимный хозяин выяснил, что у меня до того момента не возникало возможности послушать Achtung Baby целиком. «Срочно бросаем все!» - заявил мой друг. – «Это дело нельзя откладывать в долгий ящик». Именно тогда звуковой ландшафт пластинки, смешавшись с видом огромного бескрайнего ночного поля, которое простиралось за окном, предстал передо мной впервые. Ощущения момента трудно передать словами, однако под утро, прослушав альбом дважды, я отправился домой настоящим поклонником U2.  

В декабре 1990 года в мир через музыкальную прессу просочилась информация о том, что группа U2 планирует выпустить танцевальный альбом. Заявление, подобное этому, могло поставить в тупик не только любого поклонника группы, но вообще любого человека, знакомого с песнями знаменитых ирландцев, а таких уже на тот момент было не мало. Пластинка 1987 года The Joshua Tree, разошедшаяся по миру в количестве 25 миллионов копий, сделала U2 одними из самых известных музыкантов планеты. Казалось, имидж простых и предельно откровенных рокеров не сможет поколебать ничто. Однако Боно и компания уже тогда хорошо понимали, что их не ждет ничего хорошего, продолжи они эксплуатацию своего прежнего стиля. U2 готовились представить миру обновленных себя.

Несмотря на успех The Joshua Tree и тура в его поддержку, музыканты U2 не чувствовали себя уверенно. Барабанщик Ларри Маллен, описывая тот период, говорил: «Мы были самой крупной группой, но далеко не самой лучшей». К концу своего Lovetown Tour 1989 года участникам коллектива до ужаса наскучило исполнять каждый вечер на сцене свои «великие хиты». На последнем концерте тура Боно заявил, что им «необходимо уйти и начать мечтать заново». Исследовав белую американскую музыку и американскую же историю на The Joshua Tree, U2 в своем следующем шаге решили обратиться к европейским гармониям и черным американским ритмам.


Музыканты вновь наняли продюсеров Даниэля Лануа и Брайана Ино, с которыми работали над пластинками The Unforgettable Fire и The Joshua Tree, но на сей раз вся команда поставила перед собой задачу записать нечто, заставляющее поклонника U2 подумать, что «по ошибке в музыкальном проигрывателе звучит не альбом любимой группы», или, что «стереосистема барахлит». Впрочем, к консенсусу все участники пришли далеко не сразу.

Было принято решение переехать в Берлин, кипящий в то время центр обновляющейся Европы, дабы записывать новый материал в условиях отличных от домашнего быта и семейных проблем. Даниэль Лануа предложил студию Hansa Studios в Западном Берлине, где были произведены на свет такие пластинки, как Low, Heroes и Lodger Дэвида Боуи и The Idiot Игги Попа. Как бы то ни было, семейные проблемы все-таки объявились – посреди процесса создания пластинки гитарист группы Эдж оказался втянутым в развод, что незамедлительно сказалось на содержании песен будущего диска. Кроме того, коллектив раскололся на два лагеря. Басист Адам Клэйтон и барабанщик Ларри Маллен считали, что надо следовать ранее выбранным путем, который уже доказал свою состоятельность. Напротив, Боно и Эдж были уверены, что будущее группы может быть только в привнесении новых музыкальных тенденций в звучание ансамбля. Эти двое в итоге решили сочинять песни для альбома вдвоем – вещь, которая прежде не практиковалась (обычно композиции возникали из совместных джемов всех четырех участников U2). Однако дело не очень двигалось, никто не был доволен результатом. В итоге, коллектив чуть не распался.

Положение спасли Брайан Ино и новая песня. Брайан, специально появлявшийся в студии лишь изредка, во время своего очередного посещения заметил, что прогресса в проделанной группой работе гораздо больше, чем может показаться самим участникам процесса. Песней же, помогшей музыкантам собраться в кучу, стала знаменитая «One», которая с тех пор является не только самой известной композицией U2, но и может быть названа одной из самых трогательных вещей, когда-либо написанных. Правда, благодаря «тяжелой» ротации по радио и ТВ, песня несколько поистрепалась. Да и Эдж недоволен, что ее исполняют на свадьбах, хотя она «совсем не о том». Тем не менее, создание «One» вернуло музыкантам уверенность в собственных силах и правильности выбранного подхода «чистого листа», который означает появление в студии без каких-либо заготовок и сочинение всего материала на месте.  

Песни на Achtung Baby, стихи к которым написаны Боно, показывают группу U2 с иной, ранее не слыханной стороны. Если до 1991 года коллектив был известен своими политическими заявлениями в текстах композиций, то здесь несправедливость окружающего мира уступила место сумраку внутреннего устройства человека. Темами стали любовь, сексуальность, духовность, вера и предательство. Музыкально же коллектив также изменился до неузнаваемости, привнеся в свой саунд элементы альтернативного рока, индастриала, хип-хопа и танцевальной электроники. По выражению самих участников U2 звучание пластинки можно сравнить со «звуком четырех человек, рубящих Юкку Древовидную (Joshua Tree)». Дело в том, что в конце 80-х начале 90-х в музыкальном мире Европы одним из главных законодателей моды стала британская сцена так называемого Мэдчестера, среди ярких представителей которой можно назвать New Order, The Stone Roses, Happy Mondays и James. Музыкантам U2 стало ясно, что, придерживаясь своего имиджа 80-х, через пару лет они превратятся в блеклую само-пародию и не смогут быть в авангарде какого-либо музыкального течения. Однако, в отличии от групп Мэдчестера, U2 не стали экспериментировать со структурой классической песни, сосредоточившись на написании хороших мелодий. А вот аранжировки стали по-настоящему инновационными. 

Обложка Achtung Baby также продемонстрировала U2 нового десятилетия. Цветная, в отличие от черно-белых конвертов предыдущих пластинок группы, состоящая из конфетти фотографий, сделанных в различных местах от Берлина до Марокко, она заранее сообщала о музыкальном карнавале, который поджидал слушателя на заключенных внутри ее диске, кассете или пластинке.  

Сегодня, слушая Achtung Baby, в очередной раз поражаешься тому, насколько современно пластинка звучит. Этот факт подтверждает то, что при переиздании альбома в связи с его двадцатилетием, музыканты решили не делать ремастеринг записи, поскольку «оригинальный звук в этом не нуждается». Кстати, английский журнал Q в качестве аудио приложения к своему декабрьскому номеру выпускает диск под названием AHK-toong BAY-bi Covered, на котором песни с Achtung Baby исполняют такие группы, как Depeche Mode, The Killers, Snow Patrol, Nine Inch Nails и Garbage, а также такие исполнители, как Jack White, Damien Rice и Patti Smith, что говорит о том, что среди почитателей этой пластинки одни из главных музыкальных имен самых разных эпох. 

Не многим коллективам удается своей седьмой (!) студийной работой не только сказать новое слово в собственном творчестве, изобрести себя заново, но и повлиять на свои последующие диски и весь окружающий музыкальный мир так сильно, как это получилось у U2 и их альбома Achtung Baby. Коммерческий успех пластинки был очевиден с самого начала, однако ее последующее воздействие на общественный музыкальный разум продолжалось все десятилетие после ее выхода. И если первую половину 90-х годов подавляющее большинство групп, мелькающих по ТВ, провело под влиянием альбома Nevermind группы Nirvana, то вторая их часть определенно прошла под знаком Achtung Baby. 

 

Текст Илья Павлюченко.

Оригинал взят с портала aprilvoice.ru

Радио on-line
В эфире:
Радио ROKS
Сейчас играет:
Sting
Desert Rose (Brand New Day 1999)

Слушать on-line

Смотреть web-cam