Новости ROKS
news title
Концерт Tori Amos
03 Октября 2011

В прошлом году Тори Эймос впервые посетила Россию, выступив в Москве с сольной программой, в которой она исполняла свои вещи без группы: только голос и фортепиано. Тот концерт стал особенным событием не только для нашей публики, но и для самой исполнительницы: она даже выпустила его запись на двойном альбоме “From Russia With Love”. В тот раз Тори пообещала вернуться в Россию в скором времени. И она сдержала слово: спустя год она снова оказалась в наших краях, причем на этот раз в графике тура нашлось место и для Петербурга. За полторы недели до этого концерта Эймос выпустила новый альбом “Night Of Hunters”, на котором она вновь попробовала себя в новом качестве: материал диска был вдохновлен классическими композиторами, он записан с использованием исключительно акустических инструментов и издан на “Deutche Grammophon” – подразделении “Universal Music”, занимающимся классической музыкой. Соответственно, концертная программа тоже поменялась: в нынешнем туре Тори сопровождает струнный квартет Appolon Musagere, и даже давно знакомые песни со сцены звучат совершенно по-новому. Словом, первый приезд Эймос в наш город, да еще и с такой необычной программой, - это событие, которое трудно проигнорировать.

БКЗ «Октябрьский», выбранный в качестве места проведения концерта, заслуженно критикуется многими питерскими меломанами за свою пафосность и высокие цены на билеты. Но в данном случае более подходящей площадки в городе было, пожалуй, не найти. Клубы – это не уровень Эймос, спортивные арены совершенно не подходят для той музыки, которую она сейчас исполняет, а академические концертные залы просто не вместят всех ее поклонников. Здесь же – просторный сидячий зал с хорошей акустикой. И забит он был под завязку – чего и следовало ожидать.

Трудно представить себе разогрев на концерте Тори Эймос, но он все-таки случился. К счастью, не в исполнении местных музыкантов: в нынешнем турне исполнительницу сопровождает британец Марк Хоул. Он выступает один, аккомпанируя себе на клавишных, и исполняет душещипательные соул-баллады. Хоул много рассказывает о том, как недавно расстался со своей девушкой, и посвящает этому грустному событию целых две песни. Он явно очень рад оказаться здесь и выступать перед такой многочисленной аудиторией, которая, к тому же, встречает его довольно тепло. Красивый голос певца наверняка не оставил равнодушной женскую часть публики. Хоул выступает полчаса, и это – весьма достойный разогрев.

Впрочем, вскоре он начисто забывается. На сцену выходят Appolon Musagere, свет гаснет и музыканты играют вступление, а через некоторое время под громкие аплодисменты к ним присоединяется облаченная в бесформенное светлое платье главная героиня вечера. Тори садится за свой девятисоткилограммовый рояль, который она возит с собой в нынешнем туре, и начинает играть “Shattering Sea”, композицию, открывающую новый альбом. Ее нынешнее творчество – это совсем не рок и не поп, оно ближе к академической музыке и неоклассике. Правда, назвать этот концерт академическим все-таки нельзя: в конце концов, на академических концертах пианистки не закидывают ногу на ногу и не принимают «распятые» позы, разрываясь между роялем и синтезатором (синтезаторы в классике, кстати, тоже не очень распространены). Несмотря на то, что роль рок-дивы Эймос больше не интересует, рокерский дух ее все же не покинул, в чем мы убедились позже.

Следующей вещью становится “Way Down” с альбома “Boys For Pele”, и публика аплодирует, узнав ее. Собственно, старые вещи легко отличаются от новых именно по аплодисментам в начале. С нового альбома звучит только пять вещей (из четырнадцати), все остальные – проверенные временем песни. Так что те, кто пришел на концерт только за хитами, получили их сполна. Правда, вряд ли они остались удовлетворены: уж слишком сильно новые аранжировки отличаются от каноничных. От них остается только «скелет» из фортепиано и голоса, безо всяких украшений вроде ритм-секции и электроники, только оркестровки по необходимости. По необходимости, потому что порой Тори обходится даже без них (например, в “Yes, Anastacia” или “Ophelia”) – тогда она звучит так же, как и на прошлогодних концертах. Песни полностью теряют свой хитовый потенциал, но при этом звучат даже интереснее, чем в оригинале: в таких аранжировках передается сама их суть, без отвлечений на аранжировочные изыски.

Если не считать реакции публики, то старые вещи совершенно не выделяются на фоне новых, все звучит очень цельно, не выходя за рамки концепции, хотя некоторые композиции все же стоит отметить особо. Из новых вещей наиболее интересна сложная десятиминутная композиция “Star Whisperer”, которую можно было бы назвать прогрессив-роком, если бы она имела какое-то отношение к року. Весьма порадовал публику кавер на “Smells Like Teen Spirit” сами-знаете-какой-группы – тем, кто слышал альбом “Strange Little Girls”, не имеет смысла говорить, что в исполнении Тори чужие вещи, мягко говоря, несколько отличаются от оригиналов. Очень проникновенным получилось исполнение песни “Ophelia” с замечательного альбома 2009 года “Abnormally Attracted To Sin” – она стала приятным сюрпризом. А “Cruel” сильно выделяется на фоне всего остального: Тори исполняет мрачную синтезаторную партию, а квартет использует свои инструменты в качестве перкуссии, и неожиданно композиция превращается в этно-психоделику. С другой стороны, такие вещи, как “Baker, Baker” или “Winter” смотрятся в сет-листе абсолютно логично, ведь они содержат оркестровки и в студийных версиях и прямо-таки созданы для такой концертной интерпретации. А вот на поп-хиты вроде “Cornflake Girl” или “A Sorta Fairytale” посетителям нынешних концертов можно не рассчитывать – хотя в случае с Тори Эймос ничего нельзя знать наверняка. По сет-листу нынешний концерт заметно отличался от состоявшегося двумя днями ранее концерта в Финляндии. Быть может, количество вещей, отрепетированных с квартетом, и ограничено, но с сольными композициями Тори может делать все, что хочет, и от нее можно ждать чего угодно.

Трудно представить, что в этом году исполнительнице стукнуло сорок восемь лет. Про ее творческую форму можно ничего не говорить: мало кому удается на третьем десятилетии карьеры с такой регулярностью выпускать такие разнообразные и неизменно сильные работы (а “Night Of Hunters” явно метит на место в топе альбомов года). А ее физическая форма поражает: помимо того, что Тори выглядит лет на пятнадцать моложе своих лет, время совершенно не влияет и на ее голос. Прекрасно справляясь с весьма непростыми и очень эмоциональными вокальными партиями (которых, к тому же, в ее песнях очень много), за весь концерт она даже ни разу не прикоснулась к бутылке с водой (а концерт был весьма продолжительным). С публикой Эймос общается редко, причем таким томным голосом, что очень трудно не проникнуться обаянием артистки. Аудитория, кстати, отличная: хотя отдельные зрители покидали зал во время концерта, а некоторые раздражали неуместными выкриками, в целом люди прекрасно понимали, куда пришли, и оказали гостье более чем теплый прием. А уж что творилось под конец…

Когда Тори отыграла “Winter” и вышла на поклон, зрители наградили ее громовыми стоячими овациями и буквально закидали цветами (которые Эймос собирала прямо-таки с детским восторгом). Уход, естественно, был фальшивым: вскоре исполнительница вернулась (предварительно дав Appolon Musagere сыграть их собственную вещь). Охрана не давала зрителям пройти к сцене, но тут Тори прервала исполняемую композицию на середине (ей вообще свойственно останавливать концерт, когда она чем-то недовольна) и, не стесняясь в выражениях, популярно объяснила секьюрити, что они не правы – а затем продолжила с того же места, на котором прервалась. Теперь бунтарская сущность Эймос вырвалась наружу: вещи, исполненные во время двух выходов на бис, несмотря на отсутствие группы, прямо-таки излучают рокерский драйв, а публика буквально стоит на ушах. Отыграв больше двух часов для забитого восторженными поклонниками зала, Тори убедительно доказала, что она великолепна во всех своих проявлениях. И если в следующий раз она решит привезти с собой ансамбль бандуристов или хор китайских десантников, можно быть уверенным, что это все равно будет очень круто. Потому что эта исполнительница гениальна.

Сет-лист:

Shattering Sea 
Way Down 
Suede 
Baker Baker 
Fearlessness 
Yes, Anastasia
Butterfly 
Graveyard 
Girl Disappearing 
Cloud On My Tongue 
Star Whisperer 
Smells Like Teen Spirit (Nirvana cover)
Ophelia 
Northern Lad 
Mr. Zebra 
Cruel 
Nautical Twilight 
Snow Cherries From France 
Winter 

Бис 1:
A Multitude of Shades 
Carry 

Бис 2:
Take to the Sky 
Purple People 
Leather 
Your Ghost

 

Текст Леонид Кравченко.

Радио on-line
В эфире:
Радио ROKS
Сейчас играет:
Sting
Desert Rose (Brand New Day 1999)

Слушать on-line

Смотреть web-cam